Упаковка бізнесу з глибоким смисловим опрацюванням
Оставьте заявку, мы перезвоним
Менеджмент в дизайне
Как принимать правки клиента так, чтобы все оставались в выигрыше?
На чтение 2 минуты
Влад Якушенков
Артдир
В мире творческих профессий тема клиентских правок уже давно обросла народным фольклором. Вот немного юмора и мемов на этот счет. Полистайте картинки и вы поймете всю боль и страдания творческих рынков.
Страдают от этого все, и клиент и исполнитель, но:
Ответственность за весь этот цирк несет исполнитель. Откуда клиенту знать, как должно быть? Вспомните, вы когда сами покупаете у кого-то услугу, то хотите чтобы вам задали вопросы и предложили порядок действий.
Именно исполнитель должен проявить инициативу и предложить клиенту то, как не попадать в передряги как на картинках. Для этого нужно согласовать правила по которым будут вносится правки и следовать им. Ниже я рассказываю о 5 правилах, которые используем в своей работе мы.
Перед тем как установить правила – нужно понять основной принцип.
Чтобы дать правки – клиент не обязан разбираться в дизайне или технических тонкостях нашей работы, но он лучше нас понимает свой бизнес, поэтому нам нужна обратная связь с точки зрения его бизнеса.
Основной принцип правок — это обозначить проблему, а не сказать как её исправить.
Дальше о 5 правилах:
1
Еще до заключения сделки согласуйте с клиентом этапы проекта, которые он будет править и утверждать.
Любой проект, будь то разработка логотипа, сайта, лендинга или создание видео – в самом начале нужно разделить на этапы, которые будут правиться и утверждаться совместно с клиентом.
Таких этапов может быть больше или меньше – это зависит от желания клиента погружаться в рабочий процесс и лично влиять на результат. В конце каждого такого этапа устанавливается контрольная точка.
Чем большее контрольных точек, тем больше у клиента контроля над проектом, но при этом увеличивается срок реализации проекта + растет стоимость + проект будет требовать от клиента больше личного времени.
Чем меньше контрольных точек, тем больше у клиента будет свободного времени + стоимость будет ниже + проект будет реализован быстрее, но в месте с этим будет больше рисков связанных с тем, что результат может получится не тот, который хотелось.
Обсудите с клиентом план проекта и согласуйте оптимальное количество контрольных точек.
2
Правило №2: правки не бесконечны, есть лимит. У нас это до 2 порций правок на этап.
Клиент имеет возможность внести до двух порций правок, прежде чем утвердить этап.
Когда этап утвержден, правки больше не вносятся, или вносятся, но за отдельную плату. Это делается не для того, чтобы дополнительно заработать, а для того, чтобы клиент ответственно подходил к формированию списка с правками, чтобы рабочий процесс не был похож по беготню по кругу.
3
Правило №3: правки подаются в виде пронумерованных списков.
Чтобы рабочая переписка не превращалась в свалку, правки должны быть пронумерованы и высланы одним файлом или одним сообщением. Это поможет ничего не потерять и не забыть. Так будет проще все обсудить и понять друг-друга, ссылаясь на тот или иной номер.
4
Правило №4: вторая порция правок должна касаться только тех изменений, которые были вызваны первой порцией.
Например, если в первой порции правок говорилось только о том, что нужно перекрасить двери и окна, а про потолок клиент умолчал, то во второй порции правок про потолок говорить уже поздно. Поэтому попросите клиента не спешить, лучше сесть и внимательно все обдумать.
5
Правило №5: спланируйте сроки проекта с учетом времени, которое клиент закладывает себе на подготовку правок.
Дайте клиенту столько времени, сколько нужно. Если ему нужно по 3 рабочих дня на составление каждой порции – хорошо. Если нужно будет по 10 рабочих дней – тоже хорошо. Главное заранее согласуйте это время в договоре, чтобы иметь возможность планировать.
Заключение.
Кроме правил есть еще отношения. Иногда клиент может что-то забыть, как и вы, но это не повод бодаться. Главное, чтобы стороны уважали друг-друга и честно старались соблюдать договоренности, если при этом иногда и случайно нарушаются правила – не страшно.
И еще:
Если клиент не до конца уверен в своих правках, помогите ему. Подскажите как сделать лучше. Если увидите, что его идеи могут навредить проекту, то постарайтесь объяснить почему вы так думаете, но последнее слово должно остаться за ним.