Упаковка бізнесу з глибоким смисловим опрацюванням
теория цвета
Что такое RGB, HEX, HSB CMYK, Pantone, RAL и для чего это все нужно?
На чтение 5 минут
Абу Жамус Абдуррахман
Дизайнер
Издавна людям нужно было как-то классифицировать цвета, для передачи друг другу информации о них. Для этого были придуманы цветовые модели.

Основная сложность заключается в том, что существует множество разных поверхностей, на которые наносятся разные по составу краски, а также множество разных экранов, которые
по разному отображают цвет.

Для решения этой проблемы было придумано несколько цветовых моделей. Самые популярные из них: RGB, CMYK, Pantone, RAL, HSB.
1
RGB
RGB – цветовая модель, используемая для передачи информации о цвете на экранах. Значение цвета в ней определяется смешением красного (R - red), зеленого (G - green) и синего (B - blue) цветов. Смешав все эти цвета в максимальных значениях, можно получить белый, смешав их в других пропорциях, можно получать другие цвета.
Важно знать, что на разных экранах, цвета будут выглядеть по-разному в зависимости от того, как настроен каждый конкретный экран и какой диапазон цветов он может выводить (какие-то экраны могут «желтить», «синить», быть более тусклыми). Для обозначения конкретного цвета в системе RGB используют значения каждого цвета (R, G, B) от 0 до 255 (например, R 234, G 044, B 132), либо HEX-код цвета, в шестнадцатеричной системе (например, #9C2E9C).
2
HSB или HSV
HSB или HSV — цветовая модель, которая так же используется только на экранах. В отличии от RGB, значения цвета определяются тоном (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Удобна для подбора цветов в графических редакторах.

3
CMYK
CMYK – это схема формирования цвета, прежде всего, в полиграфии для печати, в нее включены 4 цвета: голубой, пурпурный, желтый и черный. Смешивая их, можно получать нужные вам цвета, однако, существует множество нюансов, о которых следует знать. Печатая «цмиком» на различных поверхностях, при различной влажности, различными аппаратами для печати, – видимый результат будет отличаться.
Так же нужно понимать, что диапазон цветов таких красок значительно уже чем на экране монитора или смартфона, поэтому можно услышать жалобы о том, что после печати картинка выглядит тускло в сравнении с тем, что на экране. Чтобы снизить степень различий, в полиграфии следует осуществить цветопробу перед печатью полного тиража, во время которой предложат несколько вариантов расцветок на выбор.

Для обозначения цвета в модели CMYK используются коды, в которых отражены процентные соотношения каждого цвета от 0 до 100%, например, C100M45Y0K10.

Часто при печати может возникать проблема с тусклым «черным» (C0M0Y0K100) цветом при заливке фонов, для этого у полиграфии нужно спросить CMYK код насыщенного черного цвета и заменить цвета в макете, но не следует его применять для заливки мелкого текста, иначе края текста могут “поплыть” из-за обилия используемых красок. Также нужно понимать, что заливка насыщенным черным цветом, может быть сильно дороже, ведь вместо заливки одним цветом, осуществляется заливка сразу четырьмя.

4

Pantone Matching System (PMS)
Pantone Matching System – это название международной системы подбора цветов. Подобрав «пантоны» можно забыть о многих проблемах, четырехцветной печати CMYK. В любой полиграфии мира, печать «пантоном» будет выглядеть практически одинаково, также, в отличии от печати «цмиком», результат может быть намного насыщеннее, так как охват этих цветов значительно шире охвата CMYK, также в их палитре есть «неоновые» и металлические краски. Но и тут есть свои минусы: печать «пантонами» может быть значительно дороже, не каждая полиграфия печатает ими. С помощью плашечных цветов от Pantone, невозможно напечатать фотографии и градиенты включающие несколько цветов, так как «пантоны» не предназначены для смешивания с другими красками. Несмотря на большое количество минусов, рекомендуется использовать «пантоны» на всех носителях, где это возможно и оправданно по цене.

Каждый цвет в системе Pantone имеет свое название или код, например «Pantone Black 6C» или «Pantone 5545 С». В жизни «пантоны» могут выглядеть сильно иначе, нежели на экране, поэтому важно выбирать цвета на веере Pantone вживую

5
RAL
RAL — это стандарт для подбора цветов лаков, порошковых покрытий и пластмасс, используется во многих областях промышленности, дизайне интерьера и архитектуре. Цвета RAL не пересекаются с цветами Pantone, RGB, CMYK и в реальной жизни могут выглядеть сильно иначе. Для обозначения цвета в системе RAL Classic используются коды, например «RAL 1016», а в системе RAL Design — «RAL 240 60 2».
При разработке фирменного стиля для компании, нужно заранее учесть, какие из цветовых моделей понадобятся заказчику при использовании фирменного стиля, и при подборе цветов убедиться, что нужные аналоги цветов существуют в этих цветовых моделях.
Выводы для дизайнера:
1. На разных экранах цвета в макете могут выглядеть по разному
2. Не забывать, что кроме RGB, есть другие цветовые модели, в которых удобнее работать, например HSB ;)
3. Чтобы при четырехцветной печати CMYK сделать черный цвет фона насыщеннее, следует узнать у полиграфии какой у них код насыщенного черного цвета и заменить его в макете, но не следует применять его для мелкого текста
4. Во время разработки фирменного стиля важно убедиться, что вы подобрали все цвета, во всех цветовых моделях, которые понадобятся заказчику во время эксплуатации фирменного стиля
5. Во время разработки фирменного стиля важно подбирать цвета из палитр Pantone и RAL вживую, чтобы не столкнуться с неожиданностями
Выводы для заказчиков:
1. На разных экранах цвета в макете могут выглядеть по разному и с этим прийдется просто смириться
2. Для снижения степени различий цветов для печатной продукции, следует произвести цветопробу и выбрать самые близкие к эталону цвета перед печатью всего тиража
3. Предпочтительно использовать цвета Pantone на всех носителях там, где это возможно и оправданно по цене
4. Важно убедиться, что для вас подобрали все цвета, во всех цветовых моделях, которые вам понадобятся во время эксплуатации фирменного стиля
~
Спасибо за внимание